photographer M. SLav | Вячеслав Медеников фотограф Фотопоход по пещерным городам Крыма. Феодоро. Фотографии, фототуризм, фототуры, дружеское общение. Пейзажи, природа, маршруты, натурная фотосъемка, портфолио и модельные сесии. Путешествия и туризм, макрофотография. Заказ сопровождения профессионального фотографа. Poltava. Poltava. The photographer. Photos, phototourism, photorounds, friendly dialogue. Landscapes, nature, routes, full-scale photoshooting, portfolio and model sessions. A nature, travelings and tourism, macrophotography. The order of tracking of the professional photographer.

 

Крым. "Пещерный" город  Качи-Кальон. Вид на четвертый и пятый гроты с горы Ступа
Крым. "Пещерный" город "Шиварин". Башня Сюйреньской крепости
Пещерный гмонастырь Чилтер-Коба
Пещерный монастырь в обрывах Баба-Дага. Мангуп-Кале
Мангуп. Рассветы на плато завораживают при везении с погодой
Мангуп-Кале, восточные обрывы мыса Текшли-Бурун
Крым. Плато Баба-Даг, Мангуп
Крым. Мангуп_Кале. Церковь и склеп на Дыряявом мысе
Мангуп. Рассветная фотосъемка на плато
Княжество Феодоро. Цитадель. Средневековый город Мангуп-Кале
Феодоро. Донжон цитадели Мангупа
Развалины базилики на Мангупе - излюбленное место экстрасенсов и просветленных людей
Мангуп-Кале. Историко-культурный заповедник с платным входом
Гора Шулдан с одноименным монастырем
Крым. "Пещерный" город Эски-Кермен. Судилище
Крым. "Пещерный" город Эски-Кермен. Оборонный комплекс у подъездной дороги
Эски-Кермен. Пещеры и казематы - удивительный мир для макро фотографии и рай для модельных фотосессий
Пещерный монастырь Челтер-Мармара. Кельи
Крым. Крепость Каламита в Инкермане
Крепость феодоритов Каламита, Авлита, Газария
Пещерный инкерманский монастырь


     
Симферополь - Бахчисарай - Качи-Кальон - Сюйреньская крепость - мыс Ай-Тодор - монастырь Чилтер-Коба - сфинксы Каралезской долины - пещерный город Мангуп - пещерный монастырь Шулдан - пещерный монастырь Челтер-Мармара - пещерный город Эски-Кермен - Мекензиевы горы - крепость Каламита - Инкерманский монастырь - Севастополь

     Феодоро - пеший, палаточный поход, фото маршрут в глубины истории крымского средневековья. К развалинам древних городов-крепостей, к пещерным монастырям, к причудливым скалам и горным вершинам в утренней мгле! Разрушенные временем камни заброшенных городов, удивительная энергетика, неповторимое природное окружение позволят испытать ни с чем не сравнимое удовольствие от прикосновения к чистому миру природы, к истории давно канувших в лету народов, к красоте и многообразию крымских гор и долин...

Дислокация: палаточный лагерь
Продолжительность: 6 дней (5 ночей)
Трэк / километраж: 50 км; с учетом радиальных вылазок - около 65 км
Скорость / занятость: низкая (3-4 км/ч) / оба системных времени - в вашем распоряжении
Сложность: низкая, нагрузки не значительны.
Классификация по весу: тяжелоход (heavyweight backpacker): > 13,5 кг
Участие: 980 гривен
Включено в стоимость участия: переезд Симферополь - Предущельное; регистрационные сборы, страховка, питание.

     Легенда фото путешествия:

1-й съемочный день: фотосъемка на Качи-Кальон, город и монастырь; турстоянка Алимова балка - костер, турсообщество
2-й съемочный день: рассвет на Качи-Кальон; переход через Змеиную балку на крепость Сюйрень, монастырь Чилтер-Коба; вечерняя фотосъемка
3-й съемочный день: рассвет над Каралезской долиной, сфинксы; переход в Адым-Чокракскую долину; плато Баба-Даг, вечерний Мангуп
4-й съемочный день: дневка на Мангуп-Кале; рассветная, вечерняя фотосессии; дневная экскурсионная программа; монастырь, цитадель
5-й съемочный день: рассвет на Мангуп-Кале; пещерный монастырь Шулдан, обрывы Чилтер-Кая, монастырь Чилтер-Мармара; переход на пещерный город-крепость Эски-Кермен
6-й съемочный день: рассвет в скалах Кара-Коба; переход через Меркензиевые горы; крепость Каламита, Инкерманский пещерный монастырь; Севастополь - планируемый день окончания

     Феодоро - Пещерный Крым

     Красивый и не сложный маршрут к сердцу крупнейшего крымского средневекового княжества Феодоро.
      Древний город, столица княжества - Мангуп-Кале, с его скальными обрывами, великолепными панорамами, пещерами, развалинами цитадели. Две крепости феодоритов - Сюйрень и Каламита. Пять пещерных монастырей, обрывы горы Ступа и Каранских скал. Пещерные города Качи-Кальон и Эски-Кермен.
      Строго соблюдаются все не прикосновенные законы фото путешествия - утренние и вечерние системные часы отводятся исключительно для фотосъемок; стоянки располагаются в максимально приближенных к точкам съемки местах, дневки и промежуточные стоянки расчитываются с возможностью отвода времени на фотосъемку. Предоставляется фото локация, интересные точки съемки объектов местности. Насыщенные радиальные вылазки из базового лагеря без груза и снаряжения. Возможны проведения курса фотошколы, консультации и уроки пейзажной фотографии.

     Феодоро - маршрут

     Качи Кальон - удивительный скальный корабль. Одни из историков говорят о пещерном монастыре и византийской цитадели, другие утверждают, что Качи-Калон - город виноделов. Доказано, что на этой территории существовал монастырь (район 3-5-го гротов), и сельское поселение, располагавшееся в основном на склоне и в долине. Между Первым и Вторым гротами расположен в обрыве скалы комплекс пещерных сооружений, насчитывающий более 50 пещер. В некоторых из них выдолблены в полу виноградодавильни и хозяйственные ямы. Обращают на себя внимание здесь и необычные формы выветривания известняков, так называемые ячеистые, напоминающие пчелиные соты не только формой, но и своим желтым цветом.
     Сюйреньская крепость (Сюреньская крепость, Сиреньская крепость, Шиварин, Сциварин) - средневековая крепость в Крыму. Основана предположительно византийцами в VI-XI веках. Позднее входила в состав оборонительной системы княжества Феодоро. Крепость контролировала долину реки Бельбек и охраняла пути к Мангупу с севера и северо-востока. Расположена на отвесном мысе Куле-Бурун, что в переводе означает Башенный мыс.
     Историки вспоминают сочинения посла германского императора Фердинанда встретившего в Стамбуле грека, который рассказал о существовании в Крыму двух крепостей, в которых до сих пор (XVI в.) живут готы. Крепости называются "Манкуп" и "Сциварин". Манкуп - понятно. Сциварин - сложнее, но начинается на "С", заканчивается на "Н", и недалеко от Мангупа.
     В XIV в. Сюйрень становится северным форпостом княжества Феодоро, которое было захвачено и разгромлено турками в 1475 году. Площадь укрепления на мысе Куле-Бурун составляла 1,7 га. Все поселение было обнесено крепостной стеной, сложенной насухо их вытесанных известняковых блоков. Толщина стен составляла 2,5 метра, а их высота 4-4,5 м. Общая протяженность крепостной оборонительной стены составляла 110 м. Неплохо сохранилась башня, которая служила наблюдательным пунктом и площадкой для ведения боя с неприятелем. Толщина стен башни составляет 2 м, а высота 10м. На башне сохранилось купольное перекрытие со следами фресковой росписи XIII-XIV веков. Вполне возможно, что в это время в верхнем этаже башни была устроена часовня. Фрагменты росписи находятся на уровне 2-ого яруса, над гнездами от деревянных балок межэтажного перекрытия.
     Кроме основных стен и башни, в комплексе с обрывами мыса, образующих серьезное укрепление, к северо-востоку сохранилось разрушенное основание еще одной стены, пересекающей мыс, и служащей, по мнению исследователей, загородкой для скота. Вся площадь поселения была плотно застроена. От построек тех времен остались только лишь следы. Рядом с башней Сюреньской крепости- несколько вскрытых гробниц, характерных для крымских пещерных монастырей и "городов".
     Разрушена в 1475 г. турками.
     На соседнем с крепостью мысе находится пещерный монастырь Челтер-Коба. Монастырь ныне возрождается из забвения. Монахи стараются поддерживать живую энергию в святом месте.
     Мангуп: столица княжества Феодоро. Мангуп самой природой создан быть крепостью. Гора-останец с плоским плато площадью 90 га, с источником воды, которую дает скала, конденсирующая атмосферную влагу даже в засуху в столь мощный поток, что при турках на горе устроена была баня - все это уникально даже для Крыма.
     Неудивительно, что еще в бронзовом веке на Мангуп пришли первые обитатели, были здесь и тавры. С 3 в по РХ население горы (тогда еще не крепости) все возрастает. Насельцами были готы, которые пришли в Причерноморье именно в это время. Повоевав с Римской империей, готы постепенно сели на землю, окультурились, стали искренно считать себя греками, а уже в конце 4 в скрывались на Мангупе от кочевников-гуннов. Рим в то время почти ничем не мог помочь крымским готам, если бы и хотел.
     Император Юстиниан (517-565 гг) захотел и смог возродить былую мощь Римской империи. Для союзных готов на Мангупе строится крепость. Видимо, это случилось ближе к 565 году, поскольку о Мангупе не говорится в архитектурной энциклопедии "О постройках", написанной около 550 г. Крепость назвали "Дори" (название Мангуп появилось много позже). Готы должны были прикрывать Херсон, главный византийский город Крыма, с севера, и участвовать в его экономической жизни. Но уже с конца 7 в Империя слабеет. Херсон лишь формально остается в ее границах. Однако, готы-греки в "стране Дори" хранят верность Херсону, потому что, работая вместе с ним, они могут зарабатывать немалые деньги. Этот период можно считать временем существования в Крыму полунезависимого государства с центром в Херсоне и с такими крепостями по периферии, как Дори.
     Вторжение хазар в 8 в ненадолго прервало естественный ход жизни. Стали ли хазары занимать Мангуп? С одной стороны, восстание против них 787 года было вызвано именно тем, что они штурмом взяли Дорос, в котором видят Мангуп. С другой, А. Герцен пишет, что в 840 году хазары ремонтировали стены Мангупа, как будто это была их крепость (при этом исследователь ссылается на данные своих раскопок и на письменные источники). Таким образом, хазары могли сначала захватить Мангуп, потом посадить туда покорного феодала. Но, когда феодал стал непокорным, применить против него силу. Как полагают некоторые, именно из языка хазар взялось само слово "Мангуп", которое, конкурируя с другими именами, с турецкого времени становится единственным названием этого места.
     Около 10-11 вв жизнь в Дори, как принято считать, внезапно замирает. Причины этого совершенно загадочны, говорят даже о том, что виновато землетрясение. Я думаю, что причиной могли быть гражданские войны в пределах Херсонского квази-государства. Новый поворот приносит 1204 год, когда Константинополь захватывают крестоносцы. Для греческого мира это стало сигналом к консолидации сил. Греки, жившие в горных местностях (мы уже говорили, что это были за "греки"), собираются в кучку и основывают княжество Феодоро, столицей которого и стал покинутый было Мангуп, который его жители называли тогда то "Мангуп", то "Феодоро". Когда это случилось, точно не известно, но, я думаю, задолго до того, как о "хане манлопском" Дмитрии впервые говорится в связи с событиями 1363 года (вместе с владетелями Солхата и Кырк-Ора он выступает против литовского князя Ольгерда). Факт, что Ногай в 1299 то ли не смог взять Мангуп, то ли там нечего было "брать". Я думаю, верно первое, и, значит, к тому времени город был уже хорошо укреплен. Эски-Кермен был разорен Ногаем и больше не возрождался. Вероятно, это спровоцировало перенос всей жизни на Мангуп, вместе со столичными функциями. В Мангупе есть надпись от 1362 года о строительстве "Пойки", в которой видят цитадель Феодоро.
     Подвергшись разгрому со стороны Тамерлана около 1395, Мангуп настолько быстро поднялся, что в 1399 уже дает отпор Едигею, который взять его не смог. В 15-м веке город и княжество переживают расцвет. Княжество сотрудничает с улусами Орды, потом с Крымским Ханством Гиреев, и воюет с генуэзцами. Все кончилось для греков в конце мая 1475 года, когда на Южнобережье высадились турки. Мангуп был единственной крепостью, которая оказала достойное сопротивление. Осада началась в июле и длилась полгода. Даже когда турки прорвались через внешнюю стену, цитадель еще продолжала сопротивляться, и защитники устроили даже кузницу прямо во дворце, где делали оружие. На помощь Мангупу пришли молдаване, готовили отряд венгры, русский князь Иван III собирался помочь - пусть не войсками, так устрашением - женить своего сына на феодоритской княжне, и тем самым припугнуть турок. На Мангуп собрался с визитом посол московского князя А. Старков. Но, видимо, не успел.
     О завоевании Мангупа повествует турецкий источник, недавно лишь найденный и опубликованный, созданный в 1476 году. "Паруса наполнились воздухом. С позволения Аллаха двинулись в путь. Поверхность моря залилась светом лучей ислама. 70 тысяч завоевателей-суннитов днем и ночью, ночью и днем продвигались по морю. В один из дней они вошли в порт Кефе". Кафа сдалась сама, а вот Мангуп покоряться не хотел. Впрочем, правитель Мангупа уже выехал навстречу завоевателям, чтобы сдаться, а его противник затворился в крепости и решил дать бой. Царь из стана турок умолял крепость сдать, феодориты в ответ грозились выгнать из Мангупа оставшихся там его родственников. Ахмед паша понял, что крепость штурмом не взять. Он оставил немного людей для осады. Защитники, увидев, что основные силы отступают, сделали вылазку, но сил оставшегося осадного гарнизона хватило, чтобы прорваться в незапертые теперь ворота и занять крепость. В дополнение к этому источнику Челеби сообщает, что турки ходили на крепость семь раз, положив несколько тысяч человек, и главнокомандующего сняли с должности, поскольку он погубил так много солдат.
     Захватив Мангуп в декабре 1475, турки в самом начале 16 в превращают его в сильную крепость, и оставляют лишь в 1774 году. Правда, после большого пожара 1592 года Мангупская крепость пришла в упадок и уже не восстанавливалась в прежнем величии. Есть мнение, что здесь жил гарнизон солдат-христиан, которые воевали в армии Крымского хана, составляя особый пехотный полк, вооруженный огнестрельным оружием. В 1666 году турецкий путешественник Челеби не видит тут "никаких строений, кроме мечети с каменным куполом, перестроенной из храма, крытого черепицей, а также колодца с крышей", сам замок не в счет. В замке при Челеби хранилось оружие и амуниция. Крепость Челеби нашел всегда закрытой, ключи у коменданта, и - ни одного человека внутри цитадели. За пределами оной люди были; вместе с турецкими солдатами на Мангупе жили греки (для которых работала старинная церковь), и караимы-евреи, потомки хазар. Когда Крым захватила Россия, Мангуп опустел (караимам разрешили выехать, куда они пожелают, что было им прежде запрещено, и они разъехались по империи, а греков переселили в район Азова). И уже в начале 19 в восторженный путешественник восклицал - "прочь отсюда, ведь нет ничего страшнее, чем неудовлетворенное любопытство". Действительно, здесь не оставалось уже никого, кто помнил историю города.
     Монастыри Шулдан и Челтер-Мармара. Основание Шулдана, вероятнее всего, можно отнести к VIII в. Погиб монастырь, скорее всего, в 1299 г. при набеге Ногая. Возникновение Челтера относят к VI-IX вв. Как и другие монастыри и поселения юго-западной Таврики, он погиб во время татаро-монгольского нашествия в 1299 г.
     Пещерный город Эски-Кермен - одна из древнейших крымских крепостей. Основан Эски Кермен в начале VI в., вероятнее всего, сармато-аланами, смешавшимися с местным населением. Продолжал существовать до 1299 г., до окончательного его разгрома его ордами Ногая. Эски Кермен - заслуживает отдельного фото тура, посмотрите наши архивы. В рамках "Феодоро" мы всего лишь познакомимся с ним...
     Крепость Каламита княжества Феодоро. В VI веке при императоре Юстиниане на скалах в устье Черной речки византийцы впервые строят укрепления для защиты своего союзника Херсонеса от нападений со степной части Крыма. Слово "каламита" переводится различными источниками с греческого, как "камыш", "хороший мыс", "красивый".
     Впервые название "Каламита" появляется на генуэзской морской карте 1474 г.; на более ранних итальянских картах - XIII и начала XIV в.- этот пункт назван Газарией и Каламирой. Крепость была построена в 1427 году князем Феодоро Алексеем для защиты единственного порта феодоритов - Авлиты, находившегося в устье р. Черной. Через Каламитский порт князья Феодоро вели оживленную торговлю, став вскоре опасным конкурентом Кафы. В одной из генуэзских инструкций по управлению черноморскими колониями говорится о мангупских князьях, что они "вопреки праву и привилегиям Кафы... открыто сооружают гавань в Каламите и там же грузят и разгружают суда к тяжелому ущербу податей Кафы".
     Расположенный в устье Черной речки, порт Авлита был конкурентом Сугдея (Судака), и являлся "яблоком раздора" между княжеством Феодоро и генуэзцами из Капитанства Готия. В отместку за захват генуэзской крепости Чембало (Балаклава) в 1433 году, в следующем году генуэзская эскадра из 20 галер с 6000 наемников под командованием Карло Ломеллино сожгла порт Авлита. Но вскоре генуэзцы были разбиты под Солхатом пятитысячной армией Хаджи Герая, которая после этого осадила Кафу. По миру, заключенному в 1434 году, за Генуей оставались все территории в Крыму, за что та признавала Хажди Герая крымским ханом и выплачивала выкуп за пленных.
     В 1475 году крепость, как и весь Крым, захватывают турки османы под командованием паши Гедик-Ахмеда. Применив впервые в Крыму огнестрельную артиллерию для осады, после захвата турки реконструируют стены и башни для использования огнестрельного оружия и дают крепости новое имя Инкерман, что переводится как "пещерная крепость". Ещё до захвата османами Крымское ханство использовало порт Авлита для торговли с турками захваченными в плен невольниками. В 1474 году крымские татары продали через Авлиту людей, захваченных во время первого набега хана Менгли I Герая на Украину. Уже после 1475 года, из-за соседства с турецким гарнизоном, монахи расположенного у подножья горы монастыря святого Климента оставляют его.
     Крепостные сооружения ограждают северо-восточную часть плато Монастырской скалы; ее южный и северный склоны, круто обрывающиеся в Первомайскую долину, представляют собой естественную преграду высотой от 40 до 80 м. Крепость состоит из шести башен, соединенных четырьмя куртинами; высота башен достигала 12 м, куртин - 8-10 м. Толщина стен колеблется от 1,2 до 4 м. Площадь, огражденная крепостными стенами, составляет 1500 кв. м, а общая длина оборонительных сооружений- 234 м. Когда крепость перестраивалась турками, толщина первой, второй и четвертой куртин была вдвое увеличена пристройками с наружной и внутренней стороны. Парапет у стен стал иной; вместо зубцов были проделаны круглые отверстия для стрельбы из ручного огнестрельного оружия. Старую стену понизили до одного уровня с новой внутренней стеной, и по ним теперь могли свободно передвигаться защитники крепости.
     После присоединения Крыма к Российской Империи Инкерман теряет свое значение как крепость, но в 1854 году во время Крымской войны российская армия проигрывает здесь два сражения: при Инкермане и на Черной речке. Про сражение на Черной Речке, неудавшуюся попытку снять блокаду с Севастополя, его участник Лев Толстой написал своё единственное стихотворение в котором есть строки: "гладко вписано в бумаге, да забыли про овраги".
     Во время осады Севастополя в 1942 году здесь оборонялась 25я Чапаевская дивизия Приморской армии. Братская могила бойцов дивизии расположена на территории монастыря. На другом берегу реки Черная виднеется хаотическое нагромождение глыб - это бывшие инкерманские каменоломни, в которых размещались винные подвалы с шампанским, отсюда и название "Шампань". В 1941-1942 там находился Спецкомбанат №2 - ремонтные мастерские, швейные цеха, подземный госпиталь и арсенал, где хранились в основном разнокалиберные снаряды, не подходившие к артиллерийским установкам защитников Севастополя. При отступлении часть катакомб подорвали - этот взрыв считается одним из сильнейших неядерных взрывов в истории человечества. В оставшиеся каменоломнях после войны до 70х годов разместили арсенал Черноморского флота, а сейчас там выращивают шампиньоны. Инциденты с неразорвавшимися боеприпасами и взрывчаткой, которые там находят случаются и по сей день, несмотря на то, что уцелевшие спуски в взорванные каменоломни бетонировали и засыпали уже много раз. Останавливаться и снимать там и сейчас запрещают.
     Инкерманский, как мы его теперь называем, монастырь возник, как и остальные пещерные монастыри Крыма, в период иконоборчества в VIII-IX вв. и существовал примерно до конца XV в., т. к. из-за соседства турецкого гарнизона, обосновавшегося здесь в 1475 г. монахи его покинули.
Использованны материалы авторов: Евгения Арсюхина, Наталии Андриановой

     Туристический фото маршрут и мастер-класс "Горный Крым", основной целью которого являлся город Мангуп - фотоотчет здесь: фотовыставка "Feodoro". Фотосъемка: Украина, Крым, р-н Мангуп-Кале; 2006, 2007, 2010


Подать заявку на участие в фотопутешествии, задать любой вопрос: e-mail

Фото путешествие, фототур - собираем фоторюкзак - здесь.

Посмотреть график и маршруты фотопутешествий, фото туров - здесь. Фотошкола, курсы, уроки фотографии - здесь.

Nature, landscape photo _ ландшафты, природа, пейзажная фотография | Urban environment _ городская среда, городской пейзаж | Alive substance, nature, macro_ живая материя, природа, макросъемка
photographer
e-mail
Copyright © 2008 - 2012 РиА"НэП"
This site is the property Vyacheslav U. Medenikov | Вячеслав Юрьевич Медеников